Шахматная страница
международного мастера

Гончарова Игоря Владимировича

 

Шахматная школа

Уроки шахматной игры (1 год обучения)

Шахматная партия условно разделяется на три части - дебют (начало), миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание). Современная шахматная теория накопила множество рекомендаций по игре в каждой из перечисленных стадий шахматной партии, именно этими рекомендациями следует руководствоваться начинающим шахматистам.

Урок 12 Как начинать шахматную партию, дебют

Дебют - важнейшая часть шахматной партии. Ошибки, допущенные в этой стадии шахматной партии, могут привести к быстрому поражению, например, мату в несколько ходов. Иногда даже единственная ошибка может повлиять на весь ход партии и оказаться непоправимой.

В самом начале шахматной партии очень важно обеспечить скорейший ввод в игру своих фигур и увести короля в безопасное место (сделать рокировку). Чтобы это удалось, разыгрывая дебют, следует соблюдать следующие рекомендации:

•  на первых ходах постараться построить пешечный центр (центр - поля e 4, d 4, e 5, d 5), позволяющий обеспечить скорейший ввод легких фигур (коней и слонов);

•  в первую очередь вводить в игру легкие фигуры, тяжелые фигуры (ладья, ферзь) вводятся в игру преимущественно в миттельшпиле;

•  ходы пешками в дебюте можно делать, если они только способствуют занятию центра, защищают собственный центр или атакуют неприятельский;

•  без крайней необходимости не делать ходы крайними пешками (коневыми или ладейными), такая игра приводит к напрасной потере времени;

•  без крайней необходимости не делать два и более ходов одной фигурой, каждая фигура, по возможности, должна быть введена в игру одним ходом;

•  фигуры в процессе своего развития должны занимать наиболее важные поля, нацеливаясь на слабо защищённые поля в позиции соперника;

•  при незаконченном развитии не играть на выигрыш пешки, а иногда даже и фигуры, в ущерб развитию собственных фигур, выигрыш центральной пешки иногда может быть оправдан, если предоставляет дополнительные возможности по захвату центра.

Каким же образом неопытному шахматисту начинать шахматную партию, чтобы не нарушить перечисленные рекомендации и не проиграть партию в несколько ходов?

Преимущество первого хода

По правилам первый ход в партии делают белые фигуры и в этом смысле они имеют определенное преимущество (преимущество первого хода).

Наиболее распространенным первым ходом белых является ход 1. e 2- e 4 . Этот ход, способствующий занятию одного из центральных полей, для шахматиста-новичка является одним из самых лучших. Разумеется, в борьбе за превосходство в дебюте шахматной партии не так важен сам первый ход, как важна цель всей серии первых ходов. Необходимо добиваться, чтобы каждый ход в партии был составной частью единого плана, включающего несколько ходов. Поэтому, встречаются самые разнообразные первые ходы белых фигур (1. d 2- d 4, 1. c 2- c 4, 1. f 2- f 4, 1. g 2- g 3, 1. Kg 1- f 3, 1. b 2- b 3, 1. b 2- b 4 и даже 1. h 2- h 4) и говорить о том, что первый ход плох или хорош вне связи с последующими ходами, неверно.

Ход 1. e 2- e 4 наиболее понятен по своему смыслу новичку, цель его - захват центра, одновременно он способствует выводу слона на одном из первых ходов.

Все сказанное о ходе белых 1. e 4 можно отнести и к ходу черных 1. ... e 7- e 5. Вполне возможны другие ответные ходы черных (1. ... e 7- e 6, 1. ... d 7- d 6, 1. ... c 7- c 6, 1. ... b 7- b 6, 1. ... g 7- g 6, 1. ... Kg 8- f 6, 1. ... Kb 8- c 6, 1. ... d 7- d 5, 1. ... c 7- c 5), однако 1. ... e 5 является наиболее надежным и понятным для шахматиста-новичка, поскольку цель его ничем не отличается от цели хода 1. e 4.

Ход 2. Kg 1- f 3 - один из лучших ответов белых на 1. e 4 e 5

. Атакуя пешку “е5”черных, белые принуждают черных к борьбе за уравнение. Конь атакует пешку черных “е5” и в этом смысле обеспечивает некоторое преимущество белых, заставляя черных защищаться. Встречаются также ходы 2. Cf 1- c 4 и 2. d 2- d 4. Хорош также ход 2. f 2- f 4, но его можно рекомендовать только достаточно опытным шахматистам, обладающим хорошим комбинационным зрением. (Комбинационное зрение - способность шахматиста быстро и легко находить возможности проведения комбинаций, связанных с жертвой фигур, и оценивать их последствия).

Некоторые новички на одном из первых ходов выводят слона ходами Се2 или Cd 3. Оба таких хода неудачны. Ход Се2, например после 1. e 4 e 5, не является грубой ошибкой белых, однако, он не создает никаких проблем перед черными, т. e . является пассивным. Если белые не будут создавать черным угрозы и трудности в развитии фигур, то черные перехватят инициативу, создадут сильный центр и тем самым получат преимущество.

Все сказанное о ходе Се2 справедливо и для хода С d 3. Еще один недостаток хода С d 3 - он препятствует продвижению центральной пешки “ d ” и быстрейшему выводу слона белых с поля с1.

Самые лучшие поля для слона, стоящего на f 1 – поле c 4 и поле b 5, т.е. лучшими можно считать ходы слоном Cc 4 и Cb 5.

Однако пока ход чёрных и чёрным необходимо защищать пешку е5. Лучшими сейчас за чёрных могут быть ходы 2… Kc 6

или 2… d 6 .

Другие способы защиты пешки е5 значительно хуже: Cd 6 имеет те же недостатки, что ход белых С d 3, а защищать пешку такой сильной фигурой, как ферзь (Фе7, Ф f 6) совсем нет смысла, ферзь должен сам атаковать фигуры противника. Кроме того, ферзь, стоящий на поле е7 мешает быстрейшему вводу в игру слона чёрных.

Лучшим ответом на 2…Кс6 могут быть ходы 3. Сс4

или 3. С b 5.

Теперь (после хода 3. Сс4), продолжая, например, 3…Сс5 4. d 3 d 6 5. Kc 3 Kf 6 6. Cg 5 (Этим ходом начинается так называемая «атака Каналя») 6… h 6 7. C : f 6 Ф: f 6 8. Kd 5 Ф d 8 9. c 3 и т.д. (вариант дебюта, носящего название «Итальянская партия»), белые и чёрные фигуры заканчивают дебютную стадию партии в примерно равной позиции.

 

Назад

На главную страницу
Сайт управляется системой uCoz