Недетские проблемы детских шахмат

В настоящее время наиболее развита сеть центров, специализированных школ, ставящих чисто спортивные цели подготовки высококвалифицированных шахматистов. Оценка их роли в шахматной жизни России не может быть однозначной и требует отдельного более подробного рассмотрения. В этом выпуске – о проблемах детских шахмат.

Я часто задумываюсь, каким образом за последние 15-20 лет необыкновенную популярность приобрели различные виды восточных единоборств. Можно, конечно, объяснить, что в ответ на совершенно дикую пропаганду насилия, низвергаемую на наше общество всевозможными средствами массовой информации и в первую очередь телевидением просто необходимо подрастающему поколению овладеть приёмами защиты себя и своих близких.

Сегодня для любого мальчика, можно сказать, становятся едва ли не обязательными занятия из большого набора видов единоборств, наиболее распространёнными из которых являются карате, кун-фу, айкидо, дзюдо, самбо… Кстати, как мы отмечали, в число пользующихся особой популярностью среди школьников не вошли интеллектуальные виды единоборств – шахматы, шашки, ну а о таких интеллектуальных играх, как го, рэндзю… наши дети вообще никогда не слышали. Но чем объяснить приход в нашу далеко не азиатскую страну многочисленных школ, пропагандирующих восточную культуру, восточные стандарты образования… Я не вижу здесь ничего трагического, но надо признать, что откуда уходит наша культура, наша идеология, туда приходит идеология и культура других школ, течений… Было бы не правильно негативное отношение к ним с присущим порой им названием – «секты». Скажу откровенно, мне представляется, что нам есть чему у них поучиться и что перенять, но об этом в следующих выпусках.

Позволю себе ещё одно отвлечение. У нас в городе есть хоккейная команда, входящая, по крайней мере, в десятку сильнейших команд России. Есть дворцы спорта для тренировок мастеров клюшки и шайбы, есть юношеский и, полагаю, детский хоккей, но попробуйте найти в «спальных» районах города хотя бы одну действующую хоккейную «коробку»! Сорок лет назад, та же команда мастеров нашего города занимала не более высокие позиции в чемпионатах страны, чем сейчас, но около каждой школы были 1-2 площадки, на которых играли в хоккей, катались на коньках… Теперь на месте этих площадок современные элитные дома уплотнительной застройки. Конечно, с хоккеем всё стало сложнее – климат за это время сильно изменился, а вместе с ним появились уважительные причины – то зима со сплошными оттепелями, то с сильными морозами.

В шахматах всё сложнее. Приходят теперь в шахматы, точнее в специализированные шахматные школы, в пять лет, а то и в четыре, в семь – уже переростки. В моё время начинали в девять – десять, я пристрастился к шахматам – в семнадцать. Сейчас в 9-10 – уже перворазрядники, а самая младшая возрастная группа на чемпионате города – до 6 лет. С детьми работают хорошие тренеры, дети быстро прогрессируют, перворазрядники в семь лет уже не редкость… Вот только к 10 – 12, к переходному возрасту, досыта «наевшись» жёсткой бескомпромиссной борьбой за шахматной доской многие уходят из шахмат, бывает на всю жизнь. Куда и почему?

Думаю, главное - шахматы должны приносить радость. На уровне групп новичков и младших разрядов эта радость ещё присутствует, хотя и из этих групп уходят. Кто-то не хочет делать домашние задания, кому-то не понравились занятия группы по 15 человек, где тренер «замечает» только одного – двух лучших, у кого – то просто не получается. А шахматные поединки второразрядников и перворазрядников мне, откровенно говоря, напоминают бои маленьких гладиаторов. Они уже – жёсткие полупрофессионалы, дети, рано столкнувшиеся с порой проявленной по отношению к ним несправедливостью, чётко осознавшие, что борются за место «под солнцем», за то, чтоб на тебя «поставили». Именно в этот период тренеры делают выбор, происходит негласный конкурс родителей - кто из них «потянет» не только моральные, но и материальные «перегрузки» формирования маленькой «звезды», не отступит с полпути. Их единицы из сотен, может быть тысяч, остальные – будем откровенны, мало кого интересуют, их уход встречается спокойно, никого не интересует – куда уходят. Ещё меньше тех, кто безропотно терпит, понимая, что он в лучшем случае вечный середнячок или никогда не попадёт «в обойму» по возрасту.

Заочные шахматы, число любителей которых также снижается год от года, не в состоянии принять 10 – 12 летних детей. Пока в этом возрасте они не готовы к игре в турнирах, продолжающихся многие месяцы, требующих исключительной собранности, аккуратности. Этому возрасту ещё свойственны подвижность, импульсивность…

Ещё серьёзнее проблемы школьных детских шахмат. В школьном дополнительном образовании место шахмат – это место, добываемое в жёсткой конкуренции с упомянутыми ранее силовыми единоборствами, крайне популярными нынче иностранными языками, информационными технологиями, а также занятиями, занимающими примерно одинаковые по популярности позиции с шахматами - музыкой, пением, плаванием….

За последние 7-8 лет мне довелось столкнуться с разным отношением к шахматам со стороны школ. В одних – предложение занятий шахматами у руководителя – директора вызывает брезгливо – безразличное выражение лица, таких, к счастью немного. Есть такие руководители, которые готовы принять в становлении школьных шахмат живейшее участие, таких немало. А затем и выясняется, что на этом пути и тренера, и директора школы подстерегает множество проблем.

Первая - время занятий в будние дни (понедельник – пятница, суббота – закрытие школы почти сразу после уроков – в 15, воскресенье - выходной) с 14 до 18. На это время претендуют многие, в том числе свои - преподаватели иностранных языков и информатики, они, конечно, вне конкуренции. На оставшееся время могут рассчитывать все остальные секции дополнительного образования – карате, пение, плавание… Порой директор – прогрессивный отзывчивый человек, для всех предоставляет возможность побороться за умы своих учеников.

Есть прекрасные школы, у которых ярко выраженное «своё лицо» со своим традиционно развитым направлением. В этом случае шахматам тяжело бороться за своё место в конкуренции с таким направлением школы, приходится мириться с положением шахмат на вторых, а может и третьих ролях.

Наиболее удачный, но редкий случай, когда руководителем школы чётко сформулированы приоритеты дополнительного образования. Так один из наиболее удачных вариантов организации занятий у меня оказался в математическом лицее, руководитель которого определил в качестве приоритетных два направления – английский и шахматы.

Вторая проблема, не менее серьёзная, контингент учеников. Будем откровенны, шахматы всё же не развлечение, для достижения успехов требуют серьёзного отношения и труда. Кто рассчитывает на серьёзные успехи - приходят в специализированные шахматные школы. Контингент учеников школьных шахматных секций – дети групп продлённого дня, проводящие время на шахматных занятиях в ожидании родителей. Иллюзии на то, что они будут выполнять домашние задания, упорно продвигаться по программе, наличие которой обязательно у руководителя шахматных занятий, на приличную посещаемость развеются достаточно быстро при первом же знакомстве с этой проблемой.

Вообще знакомство с контингентом родителей и учеников происходит на первом же школьном родительском собрании. Так число родителей, записавших первоклассников на первом собрании в шахматную секцию в этом учебном году у меня составило от 10% в одной из школ до 70 % в математическом лицее. Прекрасная иллюстрация неоднозначного отношения к шахматной игре!

Двумя приведёнными проблемами состояние дел в школьных шахматах не исчерпывается. Посмею замахнуться на святое – всю систему нашего школьного, в том числе дополнительного образования.

У нас едва ли не основная идея государственной образовательной системы – чиновник, который пишет инструкции, лучше знает, как нужно работать с детьми, чем тренер, педагог.

Первое - требования по численности группы – 15 человек. Представьте себе занятие с пятнадцатью 6-7 летними детьми непоседливыми озорными, жаждущими, чтобы каждого из них заметили. Есть возможность у руководителя завоевать внимание и симпатию каждого из своих учеников? А сколько всего учеников у каждого педагога, тренера? Бывает – более сотни, и это речь идёт о требуемой нагрузке на одну 18-часовую ставку.

Сейчас у нас работает немало замечательных тренеров, фанатично преданных избранной ими профессии, работающих не за деньги, а за идею. Гораздо больше, по-видимому, других, для которых шахматы – возможность заработать на жизнь, иногда просто подработать в свободное время. Думаю, пользу общему делу могут принести и те и другие. Но полагаю, что в жизни каждого ученика должен быть человек, который ему ОТКРОЕТ шахматы. Есть большая разница между нашим Учителем (с какой бы буквы его не писали) и гуру. Непререкаемый авторитет учителя-гуру на Востоке, поддерживается всей системой воспитания и образования. В подавляющем числе случаев восточная школа практикует обучение с отрывом от семьи, типа интерната. Влияние учителя-гуру на своих учеников в этом случае происходит постепенно, исподволь…

Я не призываю во всём слепо следовать канонам восточной системы воспитания. Я - об авторитете учителя. У нас в работу учителя, общение которого с каждым учеником в отдельности, с его родителями – процесс, вмешательство в который недопустимо, могут вмешиваться представители любых вышестоящих организаций. Различные виды наказаний педагога – замечание, выговор, закрытие учебной группы, увольнение – служат далеко не благим намерениям улучшения условий занятий с детьми, а утверждению прав вышестоящих структур образовательной системы и бесправности учителя.

Сколько лет на страницах многочисленных СМИ обсуждали феномен сестёр Полгар, добившихся выдающихся результатов в шахматной игре. Этот феномен казалось бы столь поразительных достижений в одной семье объясняется очень просто – роль гуру, реализовавшего свою систему, выполнил самый близкий человек – отец. Когда мы встречаемся с выдающимися результатами тех или иных шахматистов мы, к сожалению, не всегда замечаем роль человека, сыгравшего важную роль в становлении личности.

Едва ли не важнейшим требованием, предъявляемым к педагогу, является наличие образовательной программы того курса, который он ведёт. Любое отступление от неё или, того хуже, игнорирование её значения в процессе занятий – недопустимое вольнодумство со стороны педагога.

Я могу согласиться со значением роли программы в группах специализированных шахматных школ. Совсем иное дело – школьные шахматы. Здесь основная проблема – посещаемость. Какая там программа? Чтобы ко мне приходили ученики на занятия, я должен думать не о программе, а о том, как заинтересовать детей, как привить им интерес не только к шахматной игре, но и к изучению шахматной культуры, стремление к совершенствованию. Пусть эти дети групп продлённого дня приходят вначале ко мне провести время, затем у них появится потребность ещё и ещё раз посетить шахматные занятия. Разве подавляющее число участников турниров по заочным шахматам не смотря на жизненные проблемы, проблемы здоровья отдают предпочтение шахматной игре не по причине жизненной потребности?

Ежегодно из сотни, порой больше учеников, в шахматах остаются лучшие, такие, для которых шахматы стали жизненной потребностью. Таких было вначале не более 10-15, с каждым годом их становится больше. Раньше я их передавал в группы специализированной шахматной школы нашего района. Спустя несколько лет некоторые из них возвращались ко мне. Теперь многие никуда не уходят из моей группы, продолжая одновременно штурмовать новые для них шахматные высоты - разряды. В эту группу постепенно вливаются новые ученики,. Все они очень разные, со своими достоинствами, недостатками. Большинству из них – не более 12 лет. Я прекрасно знаю их родителей, хотя встречаюсь с ними не часто. В основе моих отношений с родителями и учениками – полное доверие. Удастся ли им привить увлечение шахматами на всю жизнь? Это – моя главная задача.

Заключение.

Эта статья увидела свет в одной из моих рассылок под общим названием "Шахматный листок из Санкт-Петербурга" несколько лет назад. Однако сейчас, мне представляется, её актуальность не только не снизилась, а наоборот возросла ввиду наметившейся реформы образования.

У читателей наверняка может возникнуть вопрос почему статья носит название "Недетские проблемы ..."? Не претендуя на полный анализ современных проблем детских шахмат я всё же убеждён, что существование многих из них - следствие отсутствия чётких приоритетов нашего дополнительного образования существующего в том виде, с которым мы постоянно сталкиваемся.

На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz